кухни и ванные комнаты вконтакте facebook кухни и ванные комнаты instagram кухни и ванные комнаты поиск по сайту

издается с августа 1998 года

Москву посетил всемирно известный итальянский архитектор и дизайнер Клаудио СИЛЬВЕСТРИН. В салоне «Концепт» он представил свою новую коллекцию Le Giare от Cielo и прочитал лекцию о современном состоянии минималистичных форм. После своей лекции признанный гуру минимализма, автор оформления многих бутиков, в том числе и офиса Джорджио Армани, ответил на вопросы журнала «Кухни и ванные комнаты».


Уважаемый господин Сильвестрин! Появилось мнение, что минимализм умирает. Люди быстро устают от экономной простоты форм. Сантехническое оборудование в новой коллекции Le Giare, которую вы создали для компании Cielo и демонстрируете в Москве, в основе своей имеет форму яйца. В природе это одна из самых совершенных форм. Можно ли считать эту форму дальнейшим развитием минимализма? 

Я бы не согласился ставить знак равенства между минимализмом и экономией. То, что мы называем минимализмом, явление более сложное и более глубокое, чем мы пытаемся судить о нем исходя из внешних форм. Долгое время отличительной чертой создаваемых нами форм была оригинальность. Ее мы называли модой. Нам казалось, чем предмет сложнее, то есть оригинальнее, тем он красивее. Но такая красота временна и переменчива. В погоне за быстротечной модой мы, к сожалению, почти не замечали, что, помимо оригинальных форм, есть и другие, более простые формы. Такие как круг, квадрат, овал. Они практически вечны, универсальны и многофункциональны. Собственно, эти формы и были причислены к минимализму. Но совершенствовать простое очень трудно. Круг нельзя сделать более круглым, а квадрат — более квадратным. Минимализм со временем, конечно, развивается. Но это не линейное развитие.

Давайте посмотрим, как действует природа, создавая свои формы. Невозможно утверждать, что в данном случае она поступает экономно и рационально. Эти понятия скорее присущи разуму человека, который тоже создает формы. Природа же поступает так, а не иначе, создает именно такую, а не иную форму, потому что для реализации содержания, генерации энергии подобная материальная конструкция является наиболее естественной, оптимальной, минималистичной, если хотите. Так что минимализм в определенной степени присущ самой природе. И форма яйца — это наиболее совершенная и наиболее минималистичная форма, созданная природой. Неудивительно, что именно яйцо является контейнером для жизни. Так что пришло время учиться минимализму у природы.

Тем, кому будут интересны мои взгляды на современный минимализм, могу посоветовать свою книгу «Нематериальность материального», которая не так давно была представлена в Москве на презентации новой кухни от MinottiCucine.

КЛАУДИО СИЛЬВЕСТРИН.
Архитектор, дизайнер

Вы создаете предметы повседневного быта во всем ореоле обитания современного человека. Так сказать, от кухни до ванной комнаты. Какое помещение вы обустраиваете с наибольшим удовольствием для себя?

У меня нет любимых помещений. Одинаково хорошо я пытаюсь обустроить и спальню, и ванную комнату. Там, где живет человек, главное ведь не выделять его с помощью вещей, а делать его жизнь естественнее и комфортнее. Одно другому, кстати, никогда не противоречит. Поэтому в своих проектах я хочу быть как можно более предсказуемым. 

И для этого стараюсь использовать формы, которые были бы универсальными и узнаваемыми в любой точке мира.

В одном из своих интервью вы говорили, что архитектура и дизайн помогают вам устанавливать взаимосвязь с природными стихиями. В ванной комнате такой стихией является вода. На ваш взгляд, форма яйца является идеальной формой отношения человека с водой?

Отношения человека с водой для меня — основополагающие. И где бы человек ни жил, в мире естественном, то есть на природе, или в мире искусственном, то есть в четырех стенах дома, между ним и водой не может быть передаточных устройств. Связь человека с водой должна быть максимально непосредственной. Поэтому, создавая новую сантехническую коллекцию, я ориентировался на самые простые формы, которые бы не заслоняли собой великолепие воды. Остановился на форме яйца. Это форма дает начало жизни. Яйцо также имеет сильное символическое значение.

ФОРМА ЯЙЦА — это наиболее совершенная и наиболее минималистичная форма, созданная природой. 
Неудивительно, что именно яйцо является контейнером для жизни. 
Так что пришло время учиться минимализму у природы.

В своей лекции вы сказали о том, что мы постоянно испытываем дисгармонию между парой унитаз-биде и умывальником. Что вы имели в виду? И как вам удается преодолевать эту дисгармонию?

Современная ванная комната имеет ряд малосовместимых между собой функций. Это и удовлетворение естественных надобностей, и гигиена, и релаксация. Естественно, предметы, необходимые для реализации подобных функций, поставленные рядом, всегда будут вызывать дисгармонию. Дизайнеры пытаются преодолеть это чувство с помощью коллекций, придавая предметам похожесть форм. Это смягчает функциональную противоречивость. Но очень важно тут не стать формалистом, не слепо следовать за формами. Нужно влюбляться в то, что ты делаешь. Только тогда вещи открывают перед тобой свою истинную суть.

Когда я предложил производителям умывальник в форме разрезанного яйца, они сначала пытались меня переубедить, что не бывает раковин таких больших размеров. Но минимализм — это не значит маленький, сдержанный, экономный. Он допускает и массивные формы. Главное, чтобы эти формы были правильными, а значит и удобными при эксплуатации. Именно такая форма раковины, одновременно простая и массивная, уравновешивает своим присутствием и унитаз, и биде.

Основным материалом, который вы используете в своем дизайнерском творчестве, как на кухне, так и в ванной комнате, является натуральный камень.

А камень, как известно, — не самый податливый материал для создания форм. Чем он вас привлекает?

Чем проще форма, тем труднее достигнуть совершенства. Камень не сразу приобретает нужную вам форму. Зато, приобретая эту форму, он имеет возможность лучше других материалов сохранять ее вид. Любой интерьер устраивается таким образом, что он либо помогает человеку спуститься с неба на землю, либо взойти с земли на небо. И камень, мне кажется, как никакой другой материал помогает перемещению между земными и небесными сферами. Но, вообще-то, я люблю работать с разными материалами. Интересный эффект создают сочетания, к примеру, камня и дерева. Хочу также отметить, что натуральность в материале для меня не является самоцелью. Я люблю работать со специально обработанными материалами, в том числе и камнем. Формы создаваемых предметов обязательно должны нести в себе отпечатки человеческого труда и влюбленности.