кухни и ванные комнаты вконтакте facebook кухни и ванные комнаты instagram кухни и ванные комнаты поиск по сайту

издается с августа 1998 года
Четверг, 25 Октябрь 2018 20:35

Профиль будущего. Анфас прошлого

Профиль будущего.

Анфас прошлого

 

«Феноменология истории основывается на том, что Гуссерль называет «Живым Настоящим»: прошлое никогда не может быть оторвано от настоящего (впрочем, не более, чем будущее). Если бы прошлое не удерживалось в настоящем, если бы настоящее уже не содержало наброска будущего, прошлое и будущее не существовали бы».

Винсент ДЕКОМБ

 

 В

 моих воспоминаниях, на моем веку кухня, пожалуй, переживает уже вторую свою трансформацию. Наше отношение к хроникам, из которых потом создавалась история, своеобразно избирательно. В памяти задерживались только укрупненные события: широко общественного звучания или глубоко личного характера. Что же касалось быта, повседневности, то они практически не оставляли следов среди тех явлений, которые запоминаются надолго. Именно так обстоит дело и с кухней. Чтобы извлечь из прошлого быт, нужно напрячь воспоминания, придать им определенную тематическую направленность. Помню, кухня в нашем доме состояла из плиты, духовки, трубы и обеденного стола, где хранилась посуда. Это была исключительно функциональная кухня. Потом в квартире появилась кухонная мебель. Возможно, и была она не бог весть что, однако эта мебель создавала определенный образ и настроение и как бы вытеснила на второй план плиту с духовкой и холодильником. Почему я говорю о таком вытеснении? Да потому что практически уже не помню, как выглядела первая техника на той кухне. Технику не помню, а вот кухонную мебель смутно припоминаю. Точнее, смутно припоминаю образ той кухни.

Сегодня снова техника на кухне теснит мебель. Функции вытесняют образ. Сегодня важно уже не то, как выглядит ваша кухня, а важнее, что эта кухня может, что и как на ней можно приготовить. Однако для начала давайте все-таки вспомним образы. Бесспорно, в образе этих кухонь будет что-то позабытое, ностальгическое. Но это было, было, было.

I.

Листая наш каталог «Кухни» за 2007 год, последний докризисный год, обратил внимание на «Дворцовые интерьеры» – новую тогда кухню Royal Luxury, производимую итальянской фабрикой Faoma. Представленную кухню по праву можно было назвать чудом ремесленного мастерства. Основание кухни, колонны, полки, выполненные из массива дерева, толщиной 18 мм, облагороженного смолами или покрытого шпоном ореха или дуба с акриловой отделкой. В модели прослеживается сочетание комфорта и английского хорошего вкуса, которое в грегорианскую эпоху (конец XVIII века) вытеснило фривольность и утвердило излишние украшения и пышность, характерные для господствовавшей в то время по всей Европе французской королевской моды.

Этот стиль дворцовости, это мироощущение придворности были также характерны для обихода и первом десятилетии нашего тысячелетия. Мир тогда представлялся незыблемым и предсказуемым. События можно было предсказывать на годы вперед. Люди стремились к красоте, люди инвестировали красивое. Тон на кухне задавали, естественно, итальянцы. Почти все их проекты тяготели к помпезной роскоши: будь то классика времен триумфа Древнего Рима с колоннами и пилястрами или филигранный минимализм, доведенный в обработке деталей и кромок до предела совершенства и равнозначный по стоимости однокомнатной квартире-студии где-нибудь в центре города.

Техника, так же как и хозяева на кухне, терялась, как пилигримы после долгого пути в иерусалимских храмах. Помнится, что тогда даже всерьез обсуждался вопрос, дескать, на таких кухнях и готовить-то грех, они созданы для красоты, ими нужно любоваться как музейными экспонатами. Ну а для того, чтобы готовить еду, необходима вторая кухня. Тема второй кухни – кухни «золушки» была настолько популярна, что она, если позволяла площадь, присутствовала практически во всех дизайн-проектах того времени как признак моды. При таком контексте как-то нелепо и как-то несвоевременно говорить о функционировании. Ведь функционирование в логике таких отношений – это своего рода плебейство. А моде небедная жизнь на проценты. Делать уже ничего не нужно, главное – обладать. Красивая эпоха. Но век совершенства не долог. Чтобы враз покончить с роскошью дворцов, к Гревской площади уже подвозят гильотину.

II.

Однако не следует воспринимать историю как музейную экспозицию, где детали и элементы пребывают в устойчивой неподвижности. Кухня никогда не была выставкой мебели, основное ее предназначение – место для приготовления еды. Поэтому функционализм и динамика присутствуют в самом понятии кухни.

Образцом такого функционального подхода были всегда немецкие кухни. Но в чем заключался их функционализм? Прежде всего, в разумной и удобной организации внутренних пространств кухонной мебели. Потом появились экстравагантные механизмы открывания и закрывания дверок. Тем более если присмотреться, тот функционализм носил сугубо мебельный оттенок. То есть он распространялся преимущественно на мебель без координации с техникой. А техника для кухни работала как бы сама по себе.

Вот, например, как презентовала в 2007 году свою новую кухонную модель Madeira культовая немецкая фабрика Bauformat. В коллекции Madeira представлены фронты цвета ореха, коко боло, коньячной вишни малага с необычайно красивой структурой. Фронты Madeira переносят нас в девственную африканскую природу. Эти расцветки сейчас необыкновенно модны, и не только для кухонной мебели. МДФ, из которого изготовлены фронты кухни, прочен, практичен, легок в уходе. В этой ценовой группе представлены также глянцевые лакированные фронты, то есть покрытые несколькими слоями акрилового лака, что, несомненно, придает поверхностям прочность и износоустойчивость. Яркие полосы различных оттенков шоколадного и серо-бежевого имитируют структуру экзотической древесины, делая мебель очень нарядной. Сочетание фронтов с рисунком структуры дерева и гладких фронтов цвета магнолии придают кухне еще большую цветовую насыщенность. Представленная линейная композиция кухонной мебели отделена от зоны столовой «островом» с расположенной на нем варочной панелью.

Хотим обратить внимание, что текст этот многократно согласовывался с производителями. Так что это не журналистская интерпретация. Это точка зрения производителей, которые тогда были уверены в том, что именно таким образом надо представлять потребителям новые кухни. И в этом нет ничего удивительного. Функциональность тогда была всецело подвластна образу.

III.

А что же наши производители, стремившиеся соединить в одно оригинальное целое итальянские представления об эстетике с немецким прагматизмом? Наш синтез эстетического и функционального в то время тоже носил формальный уклон. Специалисты фабрики «Дриада», выпуская в том же 2007 году свою новую кухню под названием «Александра», тоже заняты «доказательством красоты». «Фасады «Александры»,– сообщается в пресс-релизе компании,– могут быть выполнены в двух цветах: кремовом и светло-зеленом. Бархатистая фактурная поверхность древесины дуба, из массива которого изготовлены рамки фасадов (шпоном же дуба облицованы филенки из МДФ), подчеркивается легкой патиной. Строгие дверки приобрели некоторую графичность благодаря ступенчатой форме рамки. Такой же ступенчатый элемент повторяется в декоре: на срезе арки и в накладной планке-колонке. Исключительная лаконичность декора и геометрического орнамента витража подчеркивают особую элегантность структуры дуба. Для этой модели была разработана специальная блок-столешница из искусственного камня, на которой компактно расположилась вся рабочая зона с мойкой, варочной (газовой или электрической) поверхностью, разделочной доской, встроенным мусорным ведром».

Сейчас можно лишь гадать да предполагать, почему именно в то время эстетика так явно торжествовала над функциональностью? Тогда еще не преобладало желание обладать необходимостью постоянно меняться. Необходимость обязательных перемен, отсутствие массы и чувства покоя появятся чуть позже с более широким и глубоким внедрением в нашу жизнь различных мобильных устройств, которые в принципе стали менять наше отношение к собственности. Конечно, собственность по-прежнему была привлекательна, но она перестала быть самоцелью для людей молодого поколения. Хорошо, если у тебя есть красивый кухонный гарнитур, но еще лучше иметь престижную навороченную машину. Новая модель мобильного телефона куда привлекательнее дополнительной тумбочки на кухне. Да и зачем еще одна тумбочка? Что в ней прятать? Зачем копить, накапливать? Важнее не копить впрок, а иметь возможность пользоваться именно сейчас. Так незаметно стали смещаться ориентиры жизненных ценностей. И вместо вопроса «что?» появился вопрос «как?».

IV.

Под термином «идеология» выдающийся американский историк Хейден Уайт подразумевал набор предписаний для занятия позиции в современном мире социальной практики и действия. В соответствии с этой позицией мы либо стараемся упрочить мир в его сегодняшнем состоянии, либо принципиально изменить. До недавнего времени консерваторам удавалось сохранять мир в его неизменном состоянии. Речь, как вы понимаете, идет не о какой-то стране в отдельности, речь о цивилизации в целом. Но с некоторых пор, и это во многом связано со стремительным развитием техники, инициатива переходит к сторонникам радикальных изменений. С одной стороны, группки людей, захвативших власть в отдельных странах и пользующихся привилегиями как вечными благами, не позволяют молодым обретать собственность, тем самым подрывая идею накопительства, а с другой – техника устроена таким образом, что она не позволяет почивать на лаврах и довольствоваться рентой. Всякое новое поколение техники обесценивает во многом накопленные богатства. Подрывается сама идея накопительства ценностей, потому что ценности как состояния переходят в категории трансформации и процесса. Ценности становятся динамичными, они растут в цене по мере совершенствования возможностей, а не в силу своей артефактности. То есть новое теперь становится более ценным и более желанным, чем сохраненное. К примеру, кому сейчас нужны старые видеокассеты или старая микроволновка?! В лучшем случае старую технику примут в виде мизерной доплаты при покупке новой техники, а в основном такое старье идет в металлолом, если, конечно, там есть металл.

Потребность в изменениях, естественно, обусловлена социальным причинами. Но эта обусловленность сегодня приумножается техническими и технологическими возможностями что делает процесс трансформаций ускоренно необратимым. Уходят в прошлое все преимущества происхождений и приобретенных по наследству состояний. Важны техническая грамотность, способность подсоединяться через интернет к коллективному разуму, быть полезным этому разуму. И кухня, соответственно, тоже видоизменяется. В ней исчезает самоценность отдельных элементов и возникает ценность возможностей, как таковых.

V.

Недавно компания SNAIDERO презентовала новую коллекцию кухонной мебели Elegante Bespoke. В коллекции используются восемь престижных пород дерева, каждое из которых получило эффектное поэтическое название. К примеру, «Ночь эвкалипта». Чтобы подчеркнуть красоту дерева и придать кухне архитектурные свойства, в коллекции присутствуют современные чистые линии и умело обработанные детали. Знакомясь с этой кухней, подумалось, неужто в пространство приготовления еды опять возвращается натуральное дерево?! Не торопитесь с выводами и обобщениями. Дерево и не покидало кухню, правда, это касается только кухонь премиум-класса. Элитный сегмент, естественно, пытается сохранить материально накопленные ценности и преимущества. Но использование натурального дерева на кухне, тем более престижных пород,– это, скорее, исключение из правил, чем прорисованная тенденция.

После того как немецкие производители наладили покрытие металлом любых поверхностей (мы видели МДФ, покрытый металлом на нашей мебельной фабрике «Вирс»), контуры будущих кухонь становятся достаточно очевидными. По мнению специалистов нашей фабрики, новый материал сейчас весьма востребован, когда потребитель делает заказ на кухню. Мы не станем перечислять многочисленные преимущества этого материала. Поразмышляем лишь над тем, почему сегодня заказчик предпочитает на кухне металл дереву? Это, конечно, еще не явное предпочтение, а всего лишь намек на тренд. И тем не менее кухня, выполненная из такого необычного материала, несомненно, имеет металлический привкус. В ней что-то от ткацкого станка или числового агрегата. Такая кухня вызывает больше ассоциаций с производственным процессом, чем с домашним уютом. Впрочем, производство тоже может быть уютным. Просто это другая эстетика. Но главное даже не в эстетических акцентах. Мебель, приобретая металлическое звучание, становится похожей на технику. Техника уже как бы и не встраивается в мебель, а согласовывается с ней. Причем не только визуально, но и функционально. Мебель становится функциональной как техника, и ее внешний вид, ее образ уже не волнует заказчика так же эмоционально, как волновал он в былые времена.

Международный миланский мебельный салон – законодатель мебельной моды. В 2018 году всеобщее внимание посетителей привлекала экспозиция «Кухонные технологии будущего» – Technology For the Kitchen (FTK). Экспозиция представляла новое поколение встраиваемой бытовой техники: «умные» бытовые приборы, оснащенные встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом. На экспозиции «Кухонные технологии будущего» (FTK) – гармоничном дополнении к салону кухонной мебели (EuroCucina) – было действительно представлено будущее. Благодаря концепции Интернета вещей (Internet of Things, IoT) и виртуальным помощникам были созданы многочисленные версии интеллектуальной кухни будущего: высокоэффективные и энергосберегающие бытовые приборы, оснащенные встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом, изменят наше представление о кухонном пространстве. Когда происходила презентация инновационной продукции, прототипов, концепций и видения того, каким будет будущее искусство хранения и приготовления пищи, у посетителей была действительно уникальная возможность для размышлений о технологиях встраиваемой бытовой техники. В специальном проекте приняли участие ведущие производители отрасли.

Несмотря на большое разнообразие проектов нового планирования кухонного пространства, основная идея остается неизменной: «умная» кухня становится все более реальной и обеспечивает эффективность, экологическую и социальную ответственность, контроль потребления, безопасность, комфорт и, конечно же, удовольствие. Общей особенностью является постоянно расширяющееся использование возможностей подключения и домашней автоматизации, что делает кухню еще более «интеллектуальной», а взаимодействие между людьми и техникой – проще. Тенденция очевидна: больше нет устройств, которыми нельзя управлять удаленно, которые нельзя подключить к приложению для управления ими, больше нет устройств, которые нельзя подсоединить к их «коллегам», чтобы упростить жизнь пользователя. Теперь можно уже готовить еду даже не заходя на кухню.

VII.

К этому добавляется профессионализм и многофункциональность, все более насущные требования сегодняшних «домашних шеф-поваров», которые желают хранить и готовить блюда с помощью той же техники и тех же технологий, которыми пользуются звездные шеф-повара. На выставке было представлено оборудование, которое сохраняет питательные свойства, консистенцию, вкусовые качества, цвет и аромат продуктов, регулирует температуру, влажность, мощность: холодильники, морозильники, духовки, варочные панели.

Производители предложили эксклюзивные коллекции продукции: технику для охлаждения, замораживания, приготовления пищи, вытяжки, домашние солнечные панели, смесители – продукцию последнего поколения, передовые решения в первую очередь для улучшения результатов, минимизации потребления и повышения качества жизни на кухне, которая становится все более комфортной, функциональной, экологичной и приятной. Технология, электроника и профессионализм не исключают эмоций. Взаимодействие между бытовыми приборами и потребителем выходит за рамки полезных функций, затрагивая сферу эмоций. А это, в свою очередь, приводит к увлекательному и захватывающему опыту управления техникой. С помощью инновационных бытовых приборов приготовление пищи становится также моментом динамичного и живого социального взаимодействия. Во время приготовления блюд можно делиться рецептами с друзьями, получать советы и оставлять комментарии в социальных сетях – все это с одной и той же платформы. В этом году, более чем когда-либо, предлагаемые решения ориентированы на дизайн, потребителю предлагается продукция, которая отвечает его вкусовым предпочтениям и одновременно является частью интерьера. Кухня представляет собой место, где эргономика, материалы, цвет, дизайн и качество соответствуют самым современным технологиям, таким образом становясь действительно самым располагающим к общению в пространстве дома.

Что ж, посмотрим. Тем более что будущее рождается у нас на глазах, на нашей кухне. kvk

 

 

подписи

 

ФИСТАШКОВЫЙ ВКУС.

Можно, конечно, спорить: является ли цвет на кухне функциональным? Однако, нам представляется, что цвет, в том числе и на кухне, отсылает нас к образу. Он запоминается и вспоминается. Он памятен

 

ФУНКЦИОНАЛИЗМ И ДИНАМИКА.

Кухня никогда не была выставкой мебели, основное ее предназначение – место для приготовления еды. Поэтому функционализм и динамика присутствуют в самом понятии кухни

 

ЗАВТРА СЕГОДНЯ СТАНЕТ ВЧЕРА.

Произведший некогда фурор минимализм еще и сегодня смотрится устремленным в будущее. Смотрится, пока в моду не войдет новый стиль. Ну а минимализм причислят к почетной классике. Как барокко и рококо

 

НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ ЕДЫ КУЛЬТА!

При всей красоте этой кухни есть в ее образе нечто такое, что психологически предполагает ускоренную смену декораций. То есть не предполагается, что человек долго будет засиживаться на этой кухне. Стулья у обеденного стола как бы не рассчитаны на длительные трапезы

 

НОЧЬ ЭВКАЛИПТА.

В новых коллекциях кухонной мебели Elegante Bespoke от Snaidero используются восемь престижных пород дерева, каждое из которых получило эффектное поэтическое название. К примеру, «Ночь эвкалипта»

 

ДЕТАЛИ И ЛИНИИ.

Чтобы подчеркнуть красоту дерева и придать кухне архитектурные свойства, в коллекции присутствуют современные чистые линии и умело обработанные детали

 

КУХНЯ КАК ПЕРСПЕКТИВА.

Как свидетельствуют современные образцы, кухня 
в будущем будет освобождаться от избытка вещей 
и элементов. Пространство – это главная ценность 
нынешнего дома, и нет смысла его загромождать

 

КУХНЯ КАК ВОСПОМИНАНИЕ.

Традиционная кухня хоть и теряет постоянно свои проценты в доле общих заказов, но привлекательность ее неизменно востребована. И это не удивительно, одни люди живут мечтами, другие – воспоминаниями

Другие материалы в этой категории: « Модернизм как архаизм